Справка. Автозаказ Робота (версия для печати)

Справка
Зачем и кому нужен автозаказ
Сегодня рынок грузовых автозапчастей уже насыщен самым широким предложением. На первый план для игороков выходит стандартный для сетевого ритейла вопрос: магазины какой компании стабильнее, быстрее и полнее готовы удовлетворять потребности все более разборчивого покупателя. На рабочей номенклатуре порядка 40 тыс. номеров производителя качественное пополнение запасов в растущей филиальной сети - становится весьма трудоемкой задачей. Проблема решается либо путем увеличения штатной численности закупочных подразделений, либо путем внедрения в помощь закупщикам элементов автоматизации управления товарным запасом. Автозаказ Робота снимет значительную часть рутинной нагрузки, на которую сейчас отвлечен кадровый потенциала компании. Усилия технически грамотных специалистов будут направлены на глубокую проработку ассортимента (чего машина в принципе делать не может) и мы сможем удовлетворять запросы покупателя лучше остального рынка. (оптовый автозаказ будет запущен после выхода розничного на целевые показатели: 80% заказа с 20% накопленной ручной правкой, в среднем по суммам и кол-ву позиций)
Как работает автозаказ
Технически Робот реализован в виде сложного макроса Excel с предельно высокой степенью автоматизации заказа (подчеркнем: гораздо большей, чем у базовых систем но основе min/max, критичных к периодической ручной корректировке уровней остатка/заказа). Все актуальные данные в составе текущих остатков, прайс-листов и истории продаж он загружает из баз данных ADTS, обрабатывает их и обратно выгружает уже готовый проектный заказ. Автозаказ отрабатывает по календарному плану закупщиков, но с опережением на 1 сутки.  Таким образом, каждое утро менеджер, приступая к работе, видит сформированный накануне Роботом проектный автозаказ и на его основе приступает к чистовому ручному заказу с нужными по его усмотрению корректировками и дополнениями. Можно говорить, что автозаказ представляет собой продвинутую вариацию уже знакомого нам по форме подбора ADTS столбца с расчетным дефицитом. Но, подчеркнем, автозаказ Робота выполнен на принципиально более качественном уровне, гораздо более близком к ручному заказу, чем расчетный дефицит. Это позволяет держать рекомендуемые Роботом кол-ва непосрвенно в виде проектных заказов, а не просто в виде информационного поля на форме подбора.
Как пополняются остатки
В основе пополнения складских остатков лежит 2 базовых механизма:
А) прогноз спроса по линейному тренду с наложенной сезонностью - рабочий вариант для относительно популярного товара с хорошими продажами и длинными нормами складского запаса в днях (идеально для плановых оптовых годовых заказов с помесячной/поквартальной разбивкой)
Б) норма запаса по min/max в шт - рабочий вариант для относительно менее пулярного товара с редкими продажами и укороченными нормами складского запаса в днях (типично для филиальной розничной сети). Статистика продаж такого товара не позволяет сделать заказ по доверительному прогнозу спроса на период, т.к. прогнозируемый дефицит оказывается близок к нулю. Однако продажи за год могут говорить о том, что товар в принципе уходит и должен быть включен в рабочую номенклатуру целевого склада. Для поддержания такого 'номенклатурного запаса' в Роботе предусмотрен "многоуровневый" min/max с пятью слоями норм - от статичных ручных до динамически вычисляемых (приведены в порядке сокращения приоритета):
(1) ручные нормы min/max Робота (в разработке)
(2) ручные нормы min/max ADTS (отключено)
(3) динамические расчетные нормы min/max (с учетом объема и равномерности продаж, а так же стоимости замораживания денег, в разработке)
(4) нормы min/max по статистике ручного заказа (программа подстраивается под комфортные закупщику уровни; в обкатке. Применяются нормы, удовлетворяющие набору фильтров: категория популярности, ограничение по себестоимость ед. товара, кол-во ручных заказов для выделения min/max, допустимый диапазон min/max от/до в шт. и верхний предел расчетного затоваривания склада, по достижении которого Робот прекращает воспроизводить типичные для менеджера уровни)
(5) базовые нормы min/max по матрице abc-xyz с коэффициентами для складов заказа (реализовано и используется. Сделано по аналогии с нормами складов в днях)
Каждый последующий тип min/max используется при невозможности отработать по более приоритетному
В обеих системах, естественно, учитываются текущие товарные остатки во всех статусах, упаковочные кратности, а также наличие свободных складских площадей для размещения товара, что прежде всего актуально для розницы (применяются лимиты вместимости складов для габаритных подгрупп товара, согласованные с филиалами). Что еще важно: при расчете дефицита к статистике фактических продаж добавляются зарегистрированные упущенные продажи в рознице, расчетные упущенные продажи по просмотрам на сайте (для оптового заказа), а так же расчетные упущенные продажи по кол-ву дней отсуствия остатков на складе.
Робот может заказать позицию строго по 1 из 5 жестко заданных оснований. Ниже приведены их условные обозначения в Графике заданий с краткими аннотациями:
(1) 'деф %' - наличие дефицита согласно прогноза спроса на период (может быть использован базовый период по матрице abc-xyz, либо жестко заданный для склада или поставщика на весь ассортимент) 
(2) 'мин %' - пополнение до номенклатурного остатка группы складов по статистике собственных продаж (если статистики ряда продаж не хватает для того, чтобы сделать доверительный прогноз спроса на период заказа, но тем не менее ее достаточно для самостоятельного поддержания мин остатка)
(3) 'поп %' - пополнение до номенклатурного остатка группы складов в силу того, что товар входит в категорию популярного в ГК О&ТС (продажи на гр скл уже были, но их не достаточно для самостоятельного поддержания мин остатка)
(4) 'нов %' - заказ на группу складов нового ранее не продававшегося там товара. По сути - это то же, что и 'поп %', но без продаж
(5) 'зам %' - заказ по дефициту или в пополнение номенклатурного остатка номера производителя или брэнда в детали вместо того товара, который имеет статистику продаж, но в данный момент заблокирован для заказа или находится в дефиците на оптовом складе согласно базовых норм min/max по abc-xyz (для розницы)
Основания для отказа Робота от заказа позиции следующие:
(1) 'изл зп %' - лежит излишний запас (ситуация затоваривания - по прогнозу спроса остаток товара на складе перекрывает потребность на период более чем на четверть)
(2) 'нрм зп %' - нормальный запас сформирован (остаток склада соответствует потребности по прогнозу спроса)
(3) 'мин зп %' - номенклатурный запас по норме min/max в шт есть (как правило, такой остаток превышает предполагаемую потребность на период по прогнозу спроса, но тем не менее является необходимым в силу того, что товар по своей годовой статистике гарантированно будет продан, возможно что в рассматриваемом периоде заказа)
(4) 'опт деф %' - в опте наблюдается дефицит по данной позиции согласно базовым нормам остатка min/max по abc-xyz и нет возможность заменить товар другими номерами производителя или брэндами в детали
(5) 'вме скл %' - превышена вместимость целевого склада по подгруппе товара
(6) 'N %' - неноменклатурный для склада товар (согласно критериев для поддержания остатка базовых норм min/max по матрице abc-xyz. Усредненно это 4 покупателя, которым должно быть продано 4 нормы склада по min/max. Прочие критерии - кол-во месяцев продаж и кол-во просмотров по сайту)
(7) 'др %' - прочие причины для отказа от заказа (в т.ч.: более 4-х брэндов на остатках детали - начинаем отказываться от плохо продаваемых и убыточных, заказ менее половины мотажной кратности и др.)
Ввод автозаказа в работу закупочных подразделений
Ввод автозаказа в работу закупочных подразделений предусматривает сохранение внешне привычного для отделов порядка работы: объем дополнительных действий со стороны пользователей сведен к минимуму. Для этого на Форме подбора ADTS был реализован специальный удобный интерфейс, а сам Робот полностью поддерживает рабочие графики заказов закупщиков. Правильное восприятие менеджера: "я не сажусь проверять автозаказ, а работаю через форму подбора так, как привык это делать всегда - просто у меня теперь есть помощник, который обращает мое внимание на свои заказы по мере того, как я двигаюсь по списку загруженного ассортимента, отфильтрованного и отсортированного мною по моим собственным критериям, которые мне комфортны".
Автозаказ нового для филиала товара
В качестве нового для филиала товара Робот заказывает только те позиции, которые пользуются устойчивой популярностью у покупателей ГК Омега & ТракСервис (опт и розница). В основе оценки популярности товара лежит кол-во уникальных покупателей за последние 12 месяцев и объем продаж в шт. При этом для кажого филиала базовая нижняя граница кол-ва покупателей и продаж поднимается тем выше, чем меньше его площадь. Кроме того, соразмерно опускается верхняя граница по себестоимости и весу единицы товара. Таким образом, в маленький магазин в качестве нового товара Робот заказывает только самые топовые недорогие малогабаритные позиции. Например: для маленького филиала 32-Дон площадью 28 м2. базовое число покупателей поднимается с 40 до 170 уникальных клиентов ГК О&ТС, предел себестоимости опускается со 750 до 175 евро, вес со 100 до 23 кг, а доля покупателей розницы поднимается - с 20% до 86%. Помимо указанных критерием используется еще 3 фильтра по торговой марке, группе и подгруппе. Они позволяют выделить профильный для филиала или розницы в целом товар. Требуется это под те ситуации, когда популярный в опте товар в рознице московского региона не идет (например, тормозные накладки на американцев). Такая идеология позволяет распределять популярный в ГК О&ТС товар по всей розничной сбытовой сети с очень высокой вероятностью его успешной реализации на местах.
Заказ нового товара предусмотрен в 3 вариантах:
- заказ новой детали (skn)
- заказ новой tm для детали, ранее продававшейся на филиале под другими брэндами
- заказ нового нн для детали, ранее продававшейся на филиале под тем же брэндом
Также предусмотрен т.н. 'подвоз популярной детали' - в случае, если продажи позиции в магазине уже начались, но собственной статистики там еще не достаточно для самостоятельного поддержания min остатка
Технические возможности автозаказа
Блок прогноза
- статистика по номерам производителя из ADTS и Продаж
- корректно работает на любой истории продаж: в т.ч. экстремально короткой, рваной, только с упущенными продажами и т.п.
- прогноз любой глубины из произвольной точки времени в будущем (для квартальных и годовых плановых оптовых заказов)
Блок заказа
- оптовый и розничный заказы для любых складов, в т.ч. забор с/на СДХ и возврат затоваренных позиций
- 4 стратегии заказа и управления товарным запасом
- учет остатков ADTS во всех статусах
- учет кратности для товара и вместимости для склада
- для розницы: замещение недостающего в опте товара другими номерами и tm детали
Блок автоматизации заказа
- автоматический заказ по загруженному ассортименту
- автономный круглосуточный заказ по гибкому графику заданий (индивидуальная настройка по складам, поставщикам, подгруппам, ценовым категориям и популяр-тям)
Hosted by uCoz